Справочная информация для граждан











Инструкция по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов (ред. от 09.04.2015) (извлечение)

Версия для печати


Утверждена 
приказом Генерального директора 
Судебного департамента 
при Верховном Суде РФ 
от 15 декабря 2004 года № 161 

 

1. Общие положения 
Правильная постановка судебного делопроизводства (далее - делопроизводство) является одним из важнейших условий надлежащей организации работы суда, соблюдения процессуальных норм действующего законодательства. 
Настоящая Инструкция разработана на основании Государственной системы документированного обеспечения управления (ГСДУ), ГОСТа Р 6.30-2003 и устанавливает основные и единые правила организации делопроизводства в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов (далее - областные и равные им суды). 
Положения настоящей Инструкции распространяются как на традиционное делопроизводство, так и на организацию работы с документами с использованием специализированных автоматизированных информационных систем ведения судебного делопроизводства.* 
Работники аппарата суда обязаны знать настоящую Инструкцию, неукоснительно соблюдать требования, предъявляемые к организации делопроизводства в суде. 
Они должны быть знакомы с нормами гражданского, уголовного судопроизводства, законодательства об административных правонарушениях, постоянно совершенствовать свои знания и профессиональный уровень путем самостоятельной подготовки и обучения в организованных формах. 

2. Руководство организацией судебного делопроизводства 
2.1. Полномочия по организации работы суда, установлению правил внутреннего распорядка, контролю их исполнения, осуществлению общего руководства деятельностью аппарата суда в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132- I «О статусе судей в Российской Федерации» закреплены за председателем суда, заместителем председателя суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда, в случае временного отсутствия последнего - лицом, исполняющим его обязанности. 
2.2. Председатели судебных коллегий отвечают за состояние делопроизводства в них. 
2.3. Работник аппарата суда, ответственный за организацию и ведение делопроизводства в суде, выполняет работу в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, руководит работой отделов делопроизводства, отделов обеспечения судопроизводства, архива суда. 
Функции и порядок работы отделов делопроизводства и обеспечения судопроизводства регламентируются положениями настоящей Инструкции. 
2.4. Другие работники аппарата суда, занимающиеся делопроизводством, выполняют работу согласно существующему в суде порядку распределения обязанностей и в соответствии с положениями настоящей Инструкции. 
Права, обязанности и ответственность работников делопроизводства определяются должностными инструкциями, которые утверждаются председателем суда. 
......................... 
5. Регистрация и учет жалоб, предложений и заявлений, не подлежащих рассмотрению в порядке, установленном уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством 
5.1. Все поступающие в суд от граждан и организаций предложения, заявления и жалобы (далее - обращения), регистрируются в журнале. 
Журналы заводятся заново в начале каждого года. 
Дубликаты, повторные, а также дополнительные обращения регистрируются под тем же номером, что и первоначально поступившее обращение, также с указанием даты их поступления. 
5.2. Дубликатами считаются обращения одного и того же лица по одному и тому же вопросу, адресованные различным лицам или организациям. 
5.3. Обращения считаются повторными, если они поступили от одного и того же лица по одному и тому же вопросу в случаях: 
а) если заявитель не удовлетворен данным ему по первоначальному обращению ответом; 
б) если со времени подачи первого обращения истек установленный законом срок рассмотрения, а ответ заявителю не дан. 
5.4. Обращения, содержащие оскорбительные выражения, не поддающиеся прочтению, либо оформленные на оборотной стороне бланков, документов, обрывках бумаги, к рассмотрению не принимаются и после регистрации возвращаются автору с указанием мотивов. 
Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложенного существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства либо работы (учебы). Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит, за исключением анонимного сообщения о преступлениях. 
5.5. Зарегистрированные обращения не позднее следующего дня передаются на рассмотрение председателя суда, заместителей председателя суда, председателей судебных коллегий, которые определяют исполнителя, срок исполнения в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-У11 «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в ред. указов Президиума Верховного Совета СССР от 04.03.1980 № 1662- X и от 02.02.1988 № 8422- X1) с последующими изменениями и дополнениями. 
Обращения, которые исполняются двумя и более лицами, передаются им поочередно или копируются и передаются всем одновременно в копиях. 
Подлинник документа передается ответственному исполнителю, указанному в резолюции первым, который обязан организовать исполнение в установленный срок. 
5.6. Отдельные обращения могут быть поставлены председателем на контроль, о чем делается отметка в журнале. 
5.7. В соответствии с резолюцией председателя суда уполномоченный на то работник аппарата суда передает обращения исполнителю не позднее следующего рабочего дня под роспись в журнале. 
5.8. Уполномоченный на то работник аппарата суда систематически просматривает журнал регистрации и по всем обращениям, по которым истекает установленный срок рассмотрения, докладывает председателю суда или его заместителям. 
5.9. Обращения считаются разрешенными и снимаются с контроля в соответствии с резолюцией председателя суда или заместителя председателя суда (председателя судебной коллегии). 
Разрешенные обращения вместе с копией ответа заявителю и другой перепиской по ним подшиваются в отдельные производства. 
О результатах рассмотрения обращений делается отметка в журнале. 
Все оконченные производством обращения хранятся в отделе делопроизводства суда и сдаются в архив суда в порядке и сроки, определенные Инструкцией о порядке хранения, отбора и сдачи в архив документов федеральных судов общей юрисдикции. 
......................... 
16. Порядок выдачи судебных дел и документов 

16.1. Порядок и сроки выдачи судебных дел (иных материалов) для ознакомления устанавливается председателем суда.

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 60)

Судебные дела (иные материалы) выдаются для ознакомления в помещении суда на основании письменного заявления и при предъявлении следующих документов:

(абзац введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 60)

а) обвиняемыми, подсудимыми, осужденными, оправданными, лицами, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшими, сторонами по делу, третьими лицами, законными представителями по уголовным, гражданским, административным делам и делам об административных правонарушениях, заявителями и другими заинтересованными лицами по делам особого производства и административным делам, гражданскими истцами, ответчиками по уголовным делам - документа, удостоверяющего личность согласно приложению N 1, а их представителями, защитниками - также доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства;

(пп. "а" в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.03.2016 N 39)

б) адвокатами, выступающими по уголовным, гражданским, административным делам и делам по административным правонарушениям, - ордера соответствующего адвокатского образования и удостоверения личности и (или) удостоверения адвоката;

(в ред. Приказов Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 60, от 01.03.2016 N 39)

в) другими заинтересованными лицами, выступающими по уголовным, гражданским, административным делам, делам об административных правонарушениях, - документов, удостоверяющих личность и полномочия;

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.03.2016 N 39)

г) прокурорами - служебного удостоверения;

д) иными должностными лицами при наличии законного основания - мотивированного письменного запроса;

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 24.04.2012 N 91)

е) реабилитированным лицам, а с их согласия или в случае их смерти - наследникам, близким родственникам, родственникам, иждивенцам в соответствии со статьями 133, 134 УПК РФ,статьей 11 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" - документа, удостоверяющего личность и (или) полномочия, а также подтверждающего соответствующее родство (факт нахождения на иждивении).

(пп. "е" введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 60)

16.2. Ознакомление лиц, указанных в пункте 16.1 настоящей Инструкции, с материалами судебного дела (иными материалами) производится на основании их письменного заявления (форма N 50), на котором судья, в производстве которого находится (или находилось) судебное дело, а при его отсутствии - председатель суда (или его заместитель) делает соответствующую отметку о поручении уполномоченному работнику аппарата суда ознакомить с материалами дела. Данное заявление подшивается в дело, а в случае предъявления доверенности к делу приобщается также ее копия.

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 16.04.2014 N 89)

Ознакомление с делами (иными материалами) должно проходить в специально оборудованном для этой цели помещении суда уполномоченным на то работником аппарата суда в условиях, которые исключают изъятие, повреждение, уничтожение материалов дел, а также внесение в них исправлений и дописок, передачу их другому лицу.

Об ознакомлении с делом делается отметка в справочном листе.

После ознакомления с судебным делом (иными материалами) уполномоченный работник аппарата суда в присутствии лица, которое ознакомилось с судебным делом (иными материалами), проверяет состояние данного дела и наличие всех документов в деле, делает отметку в заявлении (форма N 50) о том, что дело возвращено. В случае если после возвращения дела уполномоченным работником аппарата суда выявлено изъятие, повреждение материалов дел, а также внесение в них исправлений и дописок, об этом незамедлительно сообщается председателю суда либо его заместителю.

По письменным требованиям органов, которым законом предоставлено право истребования дела, и на основании распоряжения председателя суда или его заместителя судебные дела направляются им в трехдневный срок заказной почтой или с рассыльным.

Назначенный работник суда обязан контролировать возврат дел и не реже одного раза в месяц докладывать председателю суда.

До возвращения дела в суд требование о его высылке, копии сопроводительного письма, приговора или решения хранятся в контрольной папке.

В учетно-статистической карточке отмечается, когда, кому и по какому запросу дело направлено, когда оно возвращено в суд.

16.4. Подлинные документы из судебных дел (иных материалов) и их надлежащим образом заверенные копии, представленные участниками уголовного, гражданского, административного судопроизводства и участниками производства по делам об административных правонарушениях, а также письменные справки по делам выдаются уполномоченными работниками отдела делопроизводства (приемной) или архива суда на основании их письменного заявления; а судам общей юрисдикции, органам дознания и следствия - на основании мотивированного запроса и (или) иных необходимых документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. На заявлении или запросе о выдаче подлинных документов из судебного дела проставляется разрешающая резолюция судьи, председательствующего по делу, а при его отсутствии - председателя суда (или его заместителя).

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.03.2016 N 39)

Взамен выданного подлинника к делу приобщается его копия, заверенная судьей и гербовой печатью суда.

При выдаче подлинников документов из судебного дела на их заверенных копиях должны указываться фамилия, имя, отчество лица, получившего документ, его процессуальное положение по делу, данные документа, удостоверяющего личность. В получении документа это лицо должно расписаться и проставить дату получения. Лицо, выдавшее документ, должно указать свою фамилию, должность и поставить подпись. При предъявлении доверенности необходимо снять с нее копию и подшить в дело. Такие же сведения указываются в справочном листе.

Документы, на основании которых из судебного дела выданы подлинники, а также их заверенные копии подшиваются в дело. В случае направления подлинного документа заказной почтой в дело также подшивается копия сопроводительного письма с исходящим номером и датой.

Порядок и сроки выдачи подлинных документов, их заверенных копий, письменных справок устанавливаются председателем суда.

......................... 
* Порядок регистрации документов и движения дел и материалов, а также формирования бумажных носителей учетных документов в автоматизированных информационных системах судебного делопроизводства определяется в Регламенте использования автоматизированных систем судебного делопроизводства, утвержденном Судебным департаментом.

 

 

© 2010 Краснодарский краевой суд.
При использовании материалов сайта ссылка на
источник обязательна.

Краснодар, ул. Красная, д. 10

телефон: (861) 212-00-95, 212-00-96, 212-00-97 Факс: (861) 268-31-50
kubansud@kubansud.ru